критика или похвала

Когда мы становимся лучше?

Я хочу вам кое в чем признаться. Только никому об этом не рассказывайте!

(Я всё для вас сделаю, если вы меня похвалите. Скажете, какая я хорошая, умная, добрая и так далее.)

Вот такой секрет. Теперь вы можете легко уговорить меня на что угодно )

Вообще-то не только я такая. Я уверена, что любой человек очень любит похвалу. Об этом говорил еще Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

КРИТИКА КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

Однако в жизни все часто происходит с точностью до наоборот. Критика считается самым лучшим инструментом для исправления ошибок. И начинается все это с детства, детского сада, плавно перетекает в школьные годы, а потом укрепляется во взрослой жизни. Людям легче указать на ошибки, чем найти что-то хорошее. В детском саду — это плохое поведение. Правильно, так легче управлять целой группой маленьких, пока еще свободных в своем самовыражении, детей. В школе мы учимся на ошибках, которые исправляются красной ручкой, так что сразу бросаются в глаза. После таких исправлений мы уже не помним, что сделали правильно. Мы помним о том, что мы очень многого не знаем. Потом наступает взрослая жизнь, где на наши ошибки указывает начальство, супруг или супруга и другие люди, от которых мы в какой-то мере зависим. Нас всю жизнь преследует ощущение, что мы — это одна сплошная ошибка.

А ЕСЛИ ВСЕГДА ХВАЛИТЬ?

А теперь представим обратную ситуацию. Нас постоянно хвалят. Проснулся — молодец. Почистил зубы — молодец. Сделал уроки — молодец. Составил отчет — умница. За любое действие похвала. В этом случае тоже не произойдет ничего хорошего. Человек просто расслабится и не будет стараться, расти над собой. А  зачем? И так все идеально!

НУЖНО СОБЛЮДАТЬ БАЛАНС!

В природе всегда должен соблюдаться баланс. Хочешь указать на ошибки, обязательно найди, за что можно похвалить. Причем, чем больше критики, тем еще больше должно быть позитивных оценок. Тогда у человека будет мотивация сделать еще лучше, уменьшить количество ошибок, и получить еще больше признания.

По роду своей работы я часто вижу, как ругают детей. Они слышат столько негативных эпитетов, что под конец разговора совсем падают духом. Как бы машут на себя рукой: «Да, я плохой, можно не стараться. Все равно никто не любит». Неправильно это! Детям особенно нужно давать уверенность в том, что они хорошие, способные, а вот в данном случае поступили плохо. Тогда у них будет больше желания стать лучше для взрослых. А то у нас принято замечать только то, что сделано плохо, а про хорошее умалчивать.

Есть очень хорошая притча на эту тему:

Беседуют два приятеля:
— Моя жена такая неопрятная и неаккуратная! Я ей все время об этом говорю, но с каждым годом все становится только хуже и хуже.

На что второй ему отвечает:
— А моя такая умница и замечательная хозяйка! И с каждым годом становится все лучше и лучше! Я ЕЙ ТОЖЕ ПОСТОЯННО ОБ ЭТОМ ГОВОРЮ.

Особенность человеческого сознания такова, что он воспринимает все, что часто слышит, как правду. И потом живет в соответствии с этой правдой. Так пусть лучше правдой будет что-то позитивное!